Регистрационный № 101 от 17.02.2023г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Принято на педагогическом совете протокол № 4 17.02.2023г. Утверждено Заведующий МБДОУ №5 _____М.Н. Черний от 17.02.2023г., приказ № 28/1 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения самообследования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 г; Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 462 от 14 июня 2013г с изменениями на 14 декабря 2017г.; Постановления Правительства Российской Федерации №662 от 5 августа 2013 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Уставом ДОУ. 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, планирования, организации и проведения самообследования в детском саду, определяет ответственность и прядок обобщения результатов самообследования, проводимого в ДОУ. 1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ДОУ, а также подготовка отчета о результатах самообследования. 1.4. Учреждением в порядке, установленном настоящим Положением, определяются и устанавливаются сроки и форма проведения самообследования, а также состав лиц, привлекаемых для его проведения в ДОУ. 1.5. Процедура самообследования в ДОУ включает в себя следующие этапы: • планирование и подготовку работ по самообследованию ДОУ; • организацию и проведение самообследования в ДОУ; • обобщение полученных результатов и формирование отчета на их основе; • рассмотрение отчета органом управления ДОУ, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 1.6. Самообследование проводится дошкольным образовательным учреждением ежегодно. 1.7. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 2. Планирование и подготовка работ по самообследованию 2.1. Заведующий дошкольным образовательным учреждением издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.2. Председателем Комиссии является заведующий дошкольным образовательным учреждением, заместителем председателя Комиссии является заместитель заведующего. 2.3. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: • рассматривается и утверждается план проведения самообследования; • за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы ДОУ, подлежащие изучению в процессе самообследования; • определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на заседании Комиссии результатов самоообследования. 2.4. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования ДОУ в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащего самообследованию. 2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 2.7.1. Проведение оценки: • образовательной деятельности; • системы управления дошкольного образовательного учреждения; • содержания и качества подготовки воспитанников; • организации учебной деятельности; • качества кадрового, учебно-методического, информационного обеспечения, материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения; • функционирования внутренней системы оценки качества образования; • системы охраны здоровья воспитанников; • организации питания. 3. Организация и проведение самообследования 3.1. Организация самообследования в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 3.3. При проведении оценки образовательной деятельности: 3.3.1. Даётся общая характеристика дошкольного образовательного учреждения: • полное наименование ДОУ, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы дошкольного образовательного учреждения • мощность дошкольного образовательного учреждения: плановая/фактическая; • комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; 3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: • лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов); • локальные акты, определённые Уставом дошкольного образовательного учреждения (соответствие перечня и содержания Уставу ДОУ и законодательству Российской Федерации, полнота, целесообразность). 3.3.3. Представляется информация о документации ДОУ: • наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу дошкольного образовательного учреждения; • договоры дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями); • личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников дошкольного образовательного учреждения (уведомления); • Программа развития дошкольного образовательного учреждения; • образовательные программы; • учебный план дошкольного образовательного учреждения; • годовой календарный учебный график; • годовой план работы дошкольного образовательного учреждения; • рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогических работников ДОУ (их соответствие основной образовательной программе); • журнал учёта занятий по дополнительному образованию (кружковой работы), дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа; • расписание занятий, режим дня, экспертное заключение Роспотребнадзора; • отчёты дошкольного образовательного учреждения, справки по проверкам; • акты готовности детского сада к новому учебному году. 3.3.4. Представляется информация о документации ДОУ, касающейся трудовых отношений: • книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки работников, личные дела сотрудников; • приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу; • трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам; • Коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору); • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения; • штатное расписание (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения); • должностные инструкции работников детского сада; • журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления ДОУ: 3.4.1. Дается характеристика и оценка следующих вопросов: • перечень структурных подразделений детского сада, оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям дошкольного образовательного учреждения; • режим управления ДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т. п.); • планирование и анализ учебно-воспитательной работы; • состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация. 3.4.2. Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической, психологической служб детского сада, оценивается состояние коррекционной работы. 3.4.3. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и ДОУ: • организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; • наличие, качество протоколов общих и групповых родительских собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы); • обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; • содержание и организация работы сайта дошкольного образовательного учреждения. 3.4.4. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот: • наличие нормативной базы; • количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); • соблюдение законодательных норм. 3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников: 3.5.1. Анализируются и оцениваются: • программа развития дошкольного образовательного учреждения; • образовательные программы: характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательной деятельности; • прогнозируемый педагогический результат; • анализ реализации образовательных программ, рабочих программ специалистов. 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: • характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории; • анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт дошкольного образовательного учреждения); • даётся характеристика системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в ДОУ; наличие специфичных именно для данного дошкольного образовательного учреждения, форм воспитательной работы); • мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательной деятельности, проводимые дошкольным образовательным учреждением совместно с учреждениями культуры; • создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: наличие игровых уголков и уголков природы в соответствии с требованиями программы воспитания; • обеспеченность игрушками, дидактическим материалом; соответствие требованиям к оснащению и оборудованию кабинетов логопеда, педагога-психолога; • наличие и соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки; огорода; цветника; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, веранд, и игрового оборудования; • результативность системы воспитательной работы. 3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: • программы дополнительного образования; • наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; • направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; • охват воспитанников дополнительным образованием; • анализ эффективности реализации программ дополнительного образования. 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности ДОУ, в том числе: • изучение мнения участников образовательных отношений о дошкольном образовательном учреждении, указать источник знаний о них; • анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц; • анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов; • применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте дошкольного образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия», «День открытых дверей» и другие); анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.; • меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер. 3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе: • число воспитанников ДОУ, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются дети); • указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников; • достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; • результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников. 3.6. При проведении оценки организации образовательной деятельности анализируются и оцениваются: • учебный план ДОУ, его структура, характеристика, механизмы составления учебного плана, выполнение; • анализ нагрузки воспитанников; • годовой календарный учебный график дошкольного образовательного учреждения; • расписание занятий; • анализ причин движения контингента воспитанников; • анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности; • соблюдение принципа преемственности обучения (необходимо обратить внимание, не превышает ли численность воспитанников лицензионный норматив), сведения о наполняемости групп; 3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: • профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации; • количество педагогических работников ДОУ, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень или звание, государственные и отраслевые награды; • доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; • доля педагогических работников, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам; • движение кадров за последние пять лет; • возрастной состав; • работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов); • творческие достижения педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; • система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; • укомплектованность дошкольного образовательного учреждения кадрами; • состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается: • система методической работы дошкольного образовательного учреждения (даётся её характеристика); • оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед ДОУ, в том числе в образовательной программе; • вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством дошкольного образовательного учреждения, педагогическим советом, в других структурных подразделениях; • наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения); • формы организации методической работы; • содержание экспериментальной и инновационной деятельности (протоколы заседаний, решения экспертного совета) документация, связанная с этим направлением работы; • влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; • работа по обобщению и распространению передового опыта; • наличие в ДОУ публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно); • оценка состояния в дошкольном образовательном учреждении документации, регламентирующей методическую работу, и качества методической работы, пути ее совершенствования; • использование и совершенствование образовательных технологий, в т.ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в образовательную деятельность); • количество педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, разработавших авторские программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях. 3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается: • обеспеченность учебно-методической и художественной литературой; • наличие в дошкольном образовательном учреждении библиотеки (нормативные документы, регламентирующие её деятельность); • общее количество единиц хранения фонда библиотеки; • объем фонда учебно-методической, художественной литературы в библиотеке, пополнение и обновление фонда; • обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека и т.д.); • наличие сайта дошкольного образовательного учреждения (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум; • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте ДОУ, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т. д.). 3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы ДОУ анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: • уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; • соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника; • площади, используемых для воспитательно-образовательной деятельности (даётся их характеристика); • сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; • сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; • сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой. • данные о проведении ремонтных работ в дошкольном образовательном учреждении (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств); • сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении воспитателно-образовательной деятельности; • меры по обеспечению развития материально-технической базы; • мероприятия по улучшению условий труда и быта педагогических работников. 3.10.2. Соблюдение в ДОУ мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: • наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер наблюдения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; • акты о состоянии пожарной безопасности; • проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3. Состояние территории ДОУ, в том числе: • состояние ограждения и освещение територии; • наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к дошкольному образовательному учреждению; • оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника. 3.11. При оценке системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается: • выполнение норматива наполняемости; • анализ заболеваемости воспитанников; • сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников; • выполнение предписаний надзорных органов; • соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.); • защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей (какими нормативными и методическими документами руководствуется дошкольное образовательное учреждение в работе по данному направлению); • сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников; • соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования; • использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья); • система работы по воспитанию здорового образа жизни; • динамика распределения воспитанников по группам здоровья; • понимание и соблюдение воспитанниками ДОУ здорового образа жизни (наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у детей навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию); • объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые и их площадь); арендуемые (какие, на какой срок, наличие договора); их использование в соответствии с расписанием; • состояние службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении; • мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников. 3.12. При оценке качества организации питания в ДОУ анализируется и оценивается: • наличие собственного пищеблока; • работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи; • договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов); • качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков, жиров, углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб; объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима; • наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 4-х недельное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; список воспитанников, имеющих пищевую аллергию; • создание условий соблюдения охраны труда на пищеблоке; • выполнение предписаний надзорных органов. 3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования: 3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 662 от 5 августа 2013г «Об осуществлении мониторинга системы образования». 3.13.2. Анализируется и оценивается: • наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения; • наличие ответственного лица - представителя руководства дошкольного образовательного учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы - положение, порядок); • план работы ДОУ по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; • информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении; • проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; • проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования. 3.14. Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.15. Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, не позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ДОУ, подлежащего самообследованию. Публикация Отчета о самообследовании на Официальном сайте ДОУ состоится до 1 апреля года следующего за отчетным годом.