28.02.2022
Первая младшая группа (2-3 года)
До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память,
мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может
управлять ими по
собственному
желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он
обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что
само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер
методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша
легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Восстановлению эмоционального равновесия способствует так
называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают
ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми
изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает
что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его
обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении
очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он
в группе эмоциональный комфорт.
Общение
у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает,
что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный
контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными,
построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком
в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым
целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому
он доверяет и симпатизирует.
Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на
основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что
делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и
рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом", но
не "вместе". Друг для друга они становятся нередко источниками
отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и
меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю,
другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.
Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и "разобрать
на части" живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой
машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу
между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к
разным объектам.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это
означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных
предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является
предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей
поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От
взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить
детям время и свободу деятельности в ней.
Психологические
особенности:
·
наглядно-действенное мышление;
·
интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата
окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и
содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
·
речь находится в стадии формирования;
·
обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного
состояния;
·
внимание, память непроизвольны.
Вторая
младшая группа (3-4 года)
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный
характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также
эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте.
Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что
взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной
совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли,
поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и
построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС "Я САМ!".В
этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность
реализовать все его намерения, каждое "Я хочу" и "Я буду",
если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все
это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде
нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы
на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает,
что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию
представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности
сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный
момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.
Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому
педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и
выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне
сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно,
кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог
может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен
требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует
ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на
речевое формулирование.
Психологические
особенности:
·
мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
·
внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
·
речь находится в стадии формирования;
·
ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный
момент.
Средняя группа (4-5 лет)
На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов.
Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном
процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно
воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник
увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой
характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее
капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам
по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно
организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не
соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только
в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не
слышит.
Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к
последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать
информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является
"одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием
слушают волшебные сказки.
Психологические
особенности:
·
мышление носит наглядно-образный характер;
·
дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и
запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
Старшая группа (5-6 лет)
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.
К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых
процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо
признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак)
остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда
в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться,
что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в
компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что
их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что
количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.
Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом
возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических
задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему
формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших
геометрических задач. Воображение - это важнейшая высшая психическая
функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности
человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном,
считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для
развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время
обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения
модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения
уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень
затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не
способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а
придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать
индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически
ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы
работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их
композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят
самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений,
научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и
получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы
ребятам сопутствовал успех.
В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на
продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или
развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
Психологические
особенности:
·
ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
·
в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной
ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно
цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
·
ведущее значение приобретает развитие воображения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2022
Дата обновления: 28.02.2022
Дата публикации: 28.02.2022