08.04.2019
01.01.2017
Дошкольный возраст является наиболее насыщенным самыми разнообразными страхами. Мне встречались дети, которые боялись всего (по опроснику А. И. Захарова) и после опроса продолжали перечислять: «...и еще я боюсь...»
Есть страхи, которые можем предугадать: это возрастные страхи и внушенные. Возрастные страхи предсказуемы по причине примерно аналогичного личностного, эмоционального и физиологического развития детей одного возраста, хотя, исходя из личностных особенностей, они могут варьироваться. Почему предсказуемы внушенные страхи? Потому, что в совершенно конкретном возрасте ребенка начинают пугать собаками, машинами, «чужими дядьками» и сказочными героями: бабаем, Бабой Ягой, а также животными, например волком, крокодилом и др.
Когда из послушного чуда начинает прорываться характер и собственное «Я», многие родители, к сожалению, очень часто начинают, произнося запреты,говорить: «... а то...».
Конечно, мы должны предостерегать своих детей от кипятка, машин и хулиганства на улице, но стоит ли их запугивать? В особенности тем, что ребенку неизвестно. Он плохо разбирается в межличностных взаимодействиях и социуме — ему очень легко привить боязнь к чужим людям, I впадению и одиночеству. Он пока еще не знает, что сказочных персонажей нет, поэтому может испытывать панический страх перед различными чудовищами, монстрами, а в последнее время и перед роботами, вампирами, оборотнями и привидениями, не говоря уже о стандартных сказочных страхах— Кощея, Бармалея и, конечно, Бабы Яги. Также очень легко внушить страх к собакам, особенно если ребенок наблюдал собачью свору или как собака облаяла кого-либо или (не дай бог) укусила. В наше время при большом количестве бездомных собак запугивание собаками считается хорошим тоном...
Однажды задумавшись над проблемой страхов, непременно начинаешь размышлять: а так ли они страшны? Если этим страхам подвластны все дети и мир устроен так, чтобы все пережили возрастные страхи, а так же пришедшие к нам вдруг — ситуативные, — не есть ли это личностная закалка? Возможно, и не надо работать со страхами — их необходимо проживать? Да, в какой-то мере так и есть, ведь по данным исследований, мы знаем, что существует стандартное возрастное количество страхов, а превышение этого количества — уже неврозы страха. Вот с ними-то и нужно работать углубленно и обдуманно. Ведь нередко детские неврозы перерастают во взрослые, работать с которыми с каждым годом все сложнее.
Следующий вопрос заключается в том, с кем надо работать по преодолению или снижению страхов ребенка. С ребенком? С семьей? С группой детей?
Безусловно то, что в первую очередь надо пробовать привлекать семью, так как многие страхи рождаются именно в результате семейного влияния. Но что же делать, если родители не могут или не хотят работать в семейной терапии? Оставить ребенка и каждый день наблюдать, как живет в нем этот страх? Или попытаться вместе с ребенком и с группой таких же «маленьких бояк» проработать прожить и изжить его?
Возрастная динамика страхов
Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.
- Врожденные страхи
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:
от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры
от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;
дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;
источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик: ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;
дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;
в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение. В этом возрасте проходит самый насыщенный страхами период. И не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче разделять опасное и неопасное, страшное и нестрашное... Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.
7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям;
Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели.
Если страхне ослабевает и не проходит, то, "возможно", его уже
стоит рассматривать как невроз.
(*возможно, т.к. для точности такого вывода необходима консультация у специалиста!)
дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей.
Страх смерти у детей
Страх смерти стоит рассмотреть отдельно. На самом деле, по данным четырехлетнего наблюдения, можно определить, что самый распространенный страху шести- и семилетних детей — это страх смерти и всего, связанного с возможностью умереть. В чем же причина? Ребята такие бодрые, здоровые, бесшабашные вдруг начинают осознавать: «Меня же не было раньше... Меня НЕ БЫЛО СОВСЕМ». Опять же, ребенок сопоставляет: есть означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.
Нередко это отражается в сновидениях: «Горит дом, где я», «За мной бежит дядька с ножом», «Крыса растет, становится старухой и душит меня...».
В таких случаях ребенку надо объяснить, что большинство людей живут очень долго и умирают в глубокой старости. У некоторых психологов вызывает противоречия вопрос, стоит ли родителям рассказывать детям про загробную жизнь и Бога.
Необходимо признать, что в наше время дети имеют неплохое логическое мышление. И если в семье про Бога не вспоминали или вспоминали мимоходом, а когда скончалась бабушка, то стали объяснять ребенку, что она на небе у Бога, то есть вероятность, что малыш просто не поверит, так как справедливо решит, что все это выдумка для его успокоения. Тем самым вы научите ребенка лукавить.
Если же ребенок с детства видит рядом с собой верующих людей и воспитан в вере, то его убежденность в уходе бабушки именно к Богу будет неподдельной.
Некоторые психологи утверждают, что если ребенку рассказывать о Боге и загробной жизни, то он начинает бояться самого факта, что Бог может распоряжаться людьми и забирать их. Начинает бояться ухода к Богу матери или отца, так как глобальные и в общем-то абстрактные понятия «судьба», «жизнь» и «старость» для него ничего не значат.
Мне эта точка зрения кажется неправильной: стоит ли очень маленьким детям говорить про Бога, ведь их можно просто уберечь от неприятных эмоций путем непосвещения в детали. Опять же, стоит помнить, что чем младше дети, тем легче они переживают перемены, а высшие чувства, такие как любовь, сочувствие, сопереживание, полностью формируются только к подростковому возрасту.
А дети 5-7 лет уже могут довольно четко представить загробную жизнь, порой даже лучше, чем многие взрослые, так как они
Приобретенные страхи
Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам возникают и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.
Первая причина приобретенных страхов — это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и... «нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.
Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои.
КАК БОРОТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Иногда вовремя доброе, ласковое слово, сказанное родителями, дает ребенку наибольшее успокоение.
- Рассказать свой страх.
- Прогнать страх (вместе с родителями).
- Игры-драматизации.
Главный эффект игр-драматизаций состоит в том, что ребенок сам управляет в сказке своим устрашающим персонажем. Теперь он хозяин своего страха. Захочет — Баба Яга станет певицей. Захочет — и волк откажется есть Красную Шапочку.
Здесь надо, конечно, учитывать возрастные особенности ребенка, чтобы не переусердствовать и не стать причиной новых сказочных страхов. В этом возрасте дети еще настолько наивны, что воспринимают все происходящее в сказках буквально, и вторым их действием является сон, где Баба Яга, Волк и Бармалей получают полную власть над ребенком.
Если же в проигрывание сказок подключатся родители, то вероятность снижения или даже исчезновения страхов повышается, так как довольно часто дети ассоциируют страшных сказочных персонажей со строгими родителями. И путем проигрывания победы над ними, отреагируют свой страх.
НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
"ЧТО-ЖЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ С СТРАХАМИ?"
1)Теневые куклы
Теневые куклы имеют преимущественное значение в формах работы с детскими страхами: детям легче всего наделить их теми чертами, которые они приписывают страху, так как темное пространство картонной фигурки уже представляет собой неизвестность — пугающие тени в детской комнате.
Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темного картона. Занятия по изготовлению теневых кукол обычно проходят следующим образом. В начале занятия мы выясняем наличие наиболее значимого на данный момент страха. В моей практике это были: паук, змея, Бабайка, Баба-Яга, монстр, привидение и т.д.
2)Амулеты
Амулеты, обереги дают детям чувство защиты. Если ребенку дать любой «волшебный предмет», то вы удивитесь, сколько внутреннего потенциала кроется в нем. Волшебные вещи придают волшебные силы. С амулетом ребенок может бесстрашно зайти в темную комнату (на минуточку — за расческой), но и это для него великая победа, одержанная благодаря волшебству амулета.
3)Ловушка для страхов и плохих снов
Ловушка для страхов — это, в сущности, безделушка, придуманная китайцами, но она, как оказалось, действует не только на детей, но и на взрослых. Моему удивлению не было предела, когда я стала замечать эти ловушки в гостях у своих взрослых друзей и родственников. Ловушка для страхов и плохих сновидений вешается над кроватью в изголовье и представляет собой художественно оформленный круг (похожий на пяльцы),на который красиво натянуты, как своеобразная паутинка, разноцветные нитки. Это своего рода амулет.
4)Пазлы (страх зависим от ребенка).
Работа со страхом с помощью пазлов — тоже интересный и новый подход. Получается, ребенок, изобразив свой страх, сам делит его на кусочки, сам режет и превращает в пазл. С помощью этого метода, снимается напряжение, поднимается самооценка, снижение тревожности.
5)Закрыть страх в сундук
Закрыть страх в сундук или отдать психологу на хранение — один из часто применяемых приемов избавления от страхов. Суть заключается в том, что, порисовав свой страх и достаточно много рассказав о нем, предлагается запереть страх в сундук. При этом используется натуральный сундук и ключ. Некоторые дети очень охотно идут на это, но многим становится жаль свой рисуночный страх, и они не хотят запирать его. Тогда надо полностью«обезвредить» его (например, разукрасив разноцветными сердечками, обуть в мягкие смешные тапочки и т. п.) и разрешить взять с собой или предложить просто оставить у психолога.
6)Пластилин
Что только можно сделать с пластилиновым страхом! Украсить бисером, прилепить юбочку и корону, сделать из него всевозможные цветы, превратить в одинокого щенка или простой камень и оставить на дороге!.. Воображение подскажет, что делать с конкретным слепленным страхом конкретного ребенка. Пока ребенок лепит страх, он будет его чувствовать, конструировать, проговаривать, а еще почти наверняка страх получится не таким уж страшным и большим... Если это одушевленное лицо, то можно тут же проиграть сеанс игротерапии, задействовав другие игрушки по выбору ребенка.
7)Нитки
Страх, выложенный нитками, размотанными из клубка, является бестелесным, а потому — нестрашным. Ребенок видит — внутри страха ничего нет, каким бы контуром он ни обладал. Кроме того, он будет легкоизменяемым (круг, квадрат, треугольник из страха, цветок из страха) и быстро-сматываемым. (Если ребенок начинает нервничать, вы (или он) просто сматываете клубок, и страх исчезает.).
8)Кляксы(малыш в них видит свой страх).
Кляксы являются скорее диагностическим приемом, хотя, когда начинаешь работать с конкретной кляксой, она приобретает статус рисуночного страха. В произвольных кляксах, сделанных психологом, ребенок предпочитает увидеть свой страх. Потом клякса дорисовывается, чтобы быть похожей на конкретный страх, а далее идет работа, как с рисуночным страхом. (Посадить в клетку и отнести в зоопарк, дорисовать БОЛЬШОГО ребенка-хозяина, нарисовать бантики, накрасить страху губы и т. д.).
Просмотров всего: , сегодня: