02.09.2019
02.09.2019
Возрастные особенности ребенка 5 - 6
лет
Это возраст активного
развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает
свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество
родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде
взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о
близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива,
наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность
поведения.
Может регулировать
поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает
несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые
обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает
агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш
ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много
вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24
часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который
для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает
показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен
свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее
никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания
«плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте
характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в
6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего:
"А вдруг я не буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом
может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и
поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с
целью заполучить то, что хочет.
В общении со
сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно
переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается
механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах
деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны
его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый
самого себя.
Теперь ребенок стремится
к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще
трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на
значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети
очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито
понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не
только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не
могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца,
лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не
передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от
повседневных опасностей и страхов.
Исключительным
авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во
всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений
с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих
семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать
половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для
родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о
своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5
до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за
сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений
взрослых.
Начинает задавать
вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и
перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.
Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни
происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с
подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера,
если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним
(ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то
тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Вам как родителям
важно:
·
С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто
игру воображения.
·
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя
развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
·
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда
его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и
выдержать.
·
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только
в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и
вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
·
Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с
ребенком совместные планы.
·
Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой
самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам
ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины
неудачи.
·
Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на
ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем
«взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным
и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность,
пассивность.
·
Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка
вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он
задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности
полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей
запаситесь детской литературой на эту тему.
·
На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими
представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у
ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
·
Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая
его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и
тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это
нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность
справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов
обращайтесь за помощью к психологу.