Консультация " Арт-терапия в работе с детьми "

28.01.2022

Что же такое арт-терапия? Каким образом достигается позитивный эффект при использовании методов арт-терапии? Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой?

В современном обществе родители хотят дать своим детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья наших детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают окружающему миру.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, игр, сказок, конструирования из природных материалов.

В узком понимании под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным искусством (рисование).

На данный момент арт-терапия является независимым направлением, которое применяется в психотерапии, психодиагностике и психокоррекции. Созданы обучающие программы, издаются специальные журналы по методам и техникам арт-терапии, проводятся конференции и семинары. Арт-терапия применяется в разных областях специалистами помогающих профессий: психологами, врачами, социальными работниками, педагогами итд.

Некоторые из клиентов переживают из-за методов арт-терапии, т. к. в этом случае в рисунке можно показать гораздо больше, чем желает рассказывать человек на самом деле. Если слова можно контролировать, то рисунок (поделка, аппликация) демонстрирует все процессы открыто и при этом сложно поддаётся коррекции или сокрытию личной информации.

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У детей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала.

Задачи арт-терапии:

- устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;

- научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;

- трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;

- убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;

- раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

Принципы терапии искусством:

• Свободное творчество.

• Преодоление барьеров.

• Осмысление результатов.

• Постижение себя.

Виды Арт-терапии:

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.Хочу такой сайт

Основные этапы изотерапии

Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.

Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.

Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития [18]. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений:

1) отклонений в развитии; 2) эмоциональной нестабильности; 3) поведенческих нарушений; 4) сенсорного дефицита; 5) спинно-мозговых травм; 6) психосоматических заболеваний; 7) внутренних болезней; 8) психических отклонений; 9) афазии; 10) аутизма.

Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и

гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии.

Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Таким образом:

• помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

• помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т. д. ;

• развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

• арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

• помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

• вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

+❤ В Мои закладки

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.01.2022

Дата обновления: 28.01.2022

Дата публикации: 28.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365) 423-31-20, +7(365) 423-31-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».