В последнее время все больше и больше родителей
сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать
это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей,
психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка.
Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого, просто
активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно
подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.
Большинство
специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивности:
1. Ребенок находится в постоянном
движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш
устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и
истерит.
2. Для такого малыша характерны
резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая
"сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот
момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит,
глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко
выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение
взрослого, хотя и слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца
начатое им дело, даже если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить
спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с
криком просыпаясь посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто
имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные
аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких
детей – это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на
запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская
площадка) ведет себя одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто
провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается,
толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие
опасные предметы.
10. Для гиперактивного ребенка
характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность
(вербальная, двигательная, умственная) и импульсивность.
Если в
возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется
консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с
психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать
проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также
с темпераментом холерика.
При взаимодействии
с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.
Одни
пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием" ребенка,
усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки,
строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие,
устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать
внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем
самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи,
слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах
непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить
себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою
очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во
всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать
последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому
их действия мало эффективны.
Основными
ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1. Недостаток эмоционального
внимания, подменяемого физиологическим уходом.
2. Недостаток твердости и контроля
воспитания.
3. Неумение воспитать навыки
управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
Что же
делать?
1. С гиперактивным ребенком
необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким
ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и
восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребенок, будучи
очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к
настроению взрослого.
3. Родительские эмоции захлестнут его
и станут препятствием для эффективных действий.
4. Соблюдение дома четкого распорядка
дня – еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с
гиперактивным ребенком.
5. И прием пищи, и прогулки, и
выполнения домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное
для ребенка время.
6. Чтобы предотвратить
перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время,
причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил
(в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами,
исходя из состояния ребенка).
7. По-возможности надо оградить
гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра
телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
8. Гиперактивному ребенку полезны
спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность
откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий
воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
9. Родителям гиперактивных детей
необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить
напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности.
Как правило, ребенок проявляет признаки
гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со
взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен хороший
эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и
они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то
образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен
массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также
контролировать двигательную активность.
Хорошо зарекомендовал себя при коррекции
гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).
Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно
необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама
и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и
поступков. Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.
Почаще
говорите об этом своим детям!
|