ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛЕКТОРИИ

08.04.2019

01.01.2017

 

Дошкольный возраст является наиболее насыщенным са­мыми разнообразными страхами. Мне встречались дети, ко­торые боялись всего (по опроснику А. И. Захарова) и после опроса продолжали перечислять: «...и еще я боюсь...»

Есть страхи, которые можем предугадать: это возрастные страхи и внушенные. Возрастные страхи предсказуемы по при­чине примерно аналогичного личностного, эмоционального и физиологического развития детей одного возраста, хотя, ис­ходя из личностных особенностей, они могут варьироваться. Почему предсказуемы внушенные страхи? Потому, что в со­вершенно конкретном возрасте ребенка начинают пугать со­баками, машинами, «чужими дядьками» и сказочными героя­ми: бабаем, Бабой Ягой, а также животными, например волком, крокодилом и др.

Когда из послушного чуда начинает прорываться характер и собственное «Я», многие родители, к сожалению, очень час­то начинают, произнося запреты,говорить: «... а то...».

Конечно, мы должны предостерегать своих детей от кипятка, машин и хулиганства на улице, но стоит ли их запугивать? В осо­бенности тем, что ребенку неизвестно. Он плохо разбирается в межличностных взаимодействиях и социуме — ему очень легко привить боязнь к чужим людям, I впадению и одиночеству. Он пока еще не знает, что сказочных персонажей нет, поэтому может ис­пытывать панический страх перед различными чудовищами, мон­страми, а в последнее время и перед роботами, вампирами, обо­ротнями и привидениями, не говоря уже о стандартных сказочных страхах— Кощея, Бармалея и, конечно, Бабы Яги. Также очень легко внушить страх к собакам, особенно если ребенок наблюдал собачью свору или как собака облаяла кого-либо или (не дай бог) укусила. В наше время при большом количестве бездомных собак запугивание собаками считается хорошим тоном...

Однажды задумавшись над проблемой страхов, непремен­но начинаешь размышлять: а так ли они страшны? Если этим страхам подвластны все дети и мир устроен так, чтобы все пе­режили возрастные страхи, а так же пришедшие к нам вдруг — ситуативные, — не есть ли это личностная закалка? Возможно, и не надо работать со страхами — их необходимо проживать? Да, в какой-то мере так и есть, ведь по данным исследований, мы знаем, что существует стандартное возрастное количество страхов, а превышение этого количества — уже неврозы стра­ха. Вот с ними-то и нужно работать углубленно и обдуманно. Ведь нередко детские неврозы перерастают во взрослые, рабо­тать с которыми с каждым годом все сложнее.

Следующий вопрос заключается в том, с кем надо работать по преодолению или снижению страхов ребенка. С ребенком? С семьей? С группой детей?

Безусловно то, что в первую очередь надо пробовать при­влекать семью, так как многие страхи рождаются именно в результате семейного влияния. Но что же делать, если родите­ли не могут или не хотят работать в семейной терапии? Оста­вить ребенка и  каждый день наблюдать, как живет в нем этот страх? Или попытаться вместе с ребенком и с группой таких же «маленьких бояк» про­работать прожить и изжить его?

 

Возрастная динамика страхов

Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, назван­ные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.

  • Врожденные страхи

На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:

от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и поте­ря физической поддержки, опоры

от 7 месяцев до года малыша пугают уже определен­ные громкие звуки (например, шум пылесоса), практи­чески любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источ­ником страха является отверстие стока в ванной и душе;

дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родите­лями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;

источником страхов детей до 3 лет являются отверже­ние со стороны родителей, незнакомые ровесники, сме­на обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик: ваше категорич­ное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять де­тей в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку пе­риод с 2 до 3 лет является во многом критическим и труд­ным для малышей. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;

дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиноче­ства и замкнутого пространства. Именно в этом возрас­те родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, вы­ключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в дет­скую. Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;

в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и про­странства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умира­ют, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семей­ную утрату — постепенно уходит из жизни старшее по­коление. В этом возрасте прохо­дит самый насыщенный страхами период. И не столько пото­му, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче раз­делять опасное и неопасное, страшное и нестрашное... Цент­ральное место занимает страх смерти, максимально выражен­ный в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со сторо­ны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожи­даниям;

 

Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели.
Если
  страхне ослабевает и не проходит, то, "возможно", его уже 
сто­ит рассматривать как невроз.

 (*возможно, т.к. для точности такого вывода необходима консультация у специалиста!)

 

дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей.

Страх смерти у детей

Страх смерти стоит рассмотреть отдельно. На самом деле, по данным четырехлетнего наблюдения, можно определить, что самый распространенный страху шести- и семилетних детей — это страх смерти и всего, связанного с возможностью умереть. В чем же причина? Ребята такие бодрые, здоровые, бесшабаш­ные вдруг начинают осознавать: «Меня же не было раньше... Меня НЕ БЫЛО СОВСЕМ». Опять же, ребенок сопоставляет: есть означающий эмоциональное неприятие «рациональной» не­обходимости умереть.

Нередко это отражается в сновидениях: «Горит дом, где я», «За мной бежит дядька с ножом», «Крыса растет, становится старухой и душит меня...».

В таких случаях ребенку надо объяснить, что большинство людей живут очень долго и умирают в глубокой старости. У некоторых психологов вызывает противоречия вопрос, стоит ли родителям рассказывать детям про загробную жизнь и Бога.

Необходимо признать, что в наше время дети имеют не­плохое логическое мышление. И если в семье про Бога не вспо­минали или вспоминали мимоходом, а когда скончалась ба­бушка, то стали объяснять ребенку, что она на небе у Бога, то есть вероятность, что малыш просто не поверит, так как спра­ведливо решит, что все это выдумка для его успокоения. Тем самым вы научите ребенка лукавить.

Если же ребенок с детства видит рядом с собой верующих людей и воспитан в вере, то его убежденность в уходе бабуш­ки именно к Богу будет неподдельной.

Некоторые психологи утверждают, что если ребенку рас­сказывать о Боге и загробной жизни, то он начинает бояться самого факта, что Бог может распоряжаться людьми и заби­рать их. Начинает бояться ухода к Богу матери или отца, так как глобальные и в общем-то абстрактные понятия «судьба», «жизнь» и «старость» для него ничего не значат.

Мне эта точка зрения кажется неправильной: стоит ли очень маленьким детям говорить про Бога, ведь их можно просто уберечь от неприятных эмоций путем непосвещения в детали. Опять же, стоит помнить, что чем младше дети, тем легче они переживают перемены, а высшие чувства, такие как любовь, сочувствие, сопереживание, полностью формируют­ся только к подростковому возрасту.Хочу такой сайт

А дети 5-7 лет уже могут довольно четко представить загроб­ную жизнь, порой даже лучше, чем многие взрослые, так как они

Приобретенные страхи

Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам воз­никают и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина приобретенных страхов — это некое впол­не конкретное событие, случай, реально произошедший с ре­бенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в дру­гое замкнутое пространство), потому что в нем ранее за­стревал, испытав при этом ощущение беспомощности, стра­ха, ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных пер­сонажей и... «нехороших» людей. Такого рода страхи легче дру­гих поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.

Вторая причина. Многое зависит от особенностей харак­тера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительнос­ти и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнитель­ных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а по­том еще добавляют и свои.

 

КАК БОРОТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Иногда вовремя доброе, ласковое слово, сказанное родителями, дает ребенку наибольшее успокоение.

  1. Рассказать свой страх.
  2. Прогнать страх (вместе с родителями).
  3. Игры-драматизации.

Главный эффект игр-драматизаций состоит в том, что ре­бенок сам управляет в сказке своим устрашающим персона­жем. Теперь он хозяин своего страха. Захочет — Баба Яга ста­нет певицей. Захочет — и волк откажется есть Красную Шапочку.

Здесь надо, конечно, учитывать возрастные особенности ребенка, чтобы не переусердствовать и не стать причиной новых сказочных страхов. В этом возрасте дети еще настоль­ко наивны, что воспринимают все происходящее в сказках бук­вально, и вторым их действием является сон, где Баба Яга, Волк и Бармалей получают полную власть над ребенком.

Если же в проигрывание сказок подключатся родители, то вероятность снижения или даже исчезновения страхов повы­шается, так как довольно часто дети ассоциируют страшных сказочных персонажей со строгими родителями. И путем про­игрывания победы над ними, отреагируют свой страх.

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
"ЧТО-ЖЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ С СТРАХАМИ?"

1)Теневые куклы 

Теневые куклы имеют преимущественное значение в формах работы с детскими страхами: детям легче всего наделить их теми чертами, которые они приписывают страху, так как темное пространство картонной фигурки уже представляет собой неизвестность — пугающие тени в детской комнате.

Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темного картона. Занятия по изготовлению теневых кукол обычно проходят следующим образом. В начале занятия мы выясняем наличие наиболее значимого на данный момент страха. В моей практике это были: паук, змея, Бабайка, Баба-Яга, монстр, привидение и т.д.

2)Амулеты

Амулеты, обереги дают детям чувство защиты. Если ребенку дать любой «волшебный предмет», то вы удиви­тесь, сколько внутреннего потенциала кроется в нем. Волшеб­ные вещи придают волшебные силы. С амулетом ребенок мо­жет бесстрашно зайти в темную комнату (на минуточку — за расческой), но и это для него великая победа, одержанная бла­годаря волшебству амулета.

3)Ловушка для страхов и плохих снов 

Ловушка для стра­хов — это, в сущности, безделушка, придуманная китайцами, но она, как оказалось, действует не только на детей, но и на взрослых. Моему удивлению не было предела, когда я стала замечать эти ловушки в гостях у своих взрослых друзей и род­ственников. Ловушка для страхов и плохих сно­видений вешается над кроватью в изголовье и представляет собой художественно оформленный круг (похожий на пяль­цы),на который красиво натянуты, как своеобразная паутин­ка, разноцветные нитки. Это своего рода амулет.

4)Пазлы (страх зависим от ребенка).

Работа со страхом с помощью пазлов — тоже интересный и новый подход. Полу­чается, ребенок, изобразив свой страх, сам делит его на ку­сочки, сам режет и превращает в пазл. С помощью этого метода, снимается напряжение, поднимается самооценка, снижение тревожности.

5)Закрыть страх в сундук 

Закрыть страх в сундук или отдать психологу на хранение — один из часто применяемых приемов избавления от страхов. Суть заключается в том, что, порисовав свой страх и достаточно много рассказав о нем, предлагается запереть страх в сундук. При этом используется натуральный сундук и ключ. Некоторые дети очень охотно идут на это, но многим становится жаль свой рисуноч­ный страх, и они не хотят запирать его. Тогда надо полностью«обезвредить» его (например, разукрасив разноцветными сер­дечками, обуть в мягкие смешные тапочки и т. п.) и разрешить взять с собой или предложить просто оставить у психолога.

6)Пластилин 

Что только можно сделать с пластилиновым страхом! Украсить бисером, прилепить юбочку и корону, сде­лать из него всевозможные цветы, превратить в одинокого щенка или простой камень и оставить на дороге!.. Воображе­ние подскажет, что делать с конкретным слепленным страхом конкретного ребенка. Пока ребенок лепит страх, он будет его чувствовать, конструировать, проговаривать, а еще почти на­верняка страх получится не таким уж страшным и большим... Если это одушевленное лицо, то можно тут же проиграть се­анс игротерапии, задействовав другие игрушки по выбору ребенка.

7)Нитки 

Страх, выложенный нитками, размотанными из клубка, является бестелесным, а потому — нестрашным. Ре­бенок видит — внутри страха ничего нет, каким бы контуром он ни обладал. Кроме того, он будет легкоизменяемым (круг, квадрат, треугольник из страха, цветок из страха) и быстро-сматываемым. (Если ребенок начинает нервничать, вы (или он) просто сматываете клубок, и страх исчезает.).

8)Кляксы(малыш в них видит свой страх).

Кляксы явля­ются скорее диагностическим приемом, хотя, когда начина­ешь работать с конкретной кляксой, она приобретает статус рисуночного страха. В произвольных кляксах, сделанных пси­хологом, ребенок предпочитает увидеть свой страх. Потом клякса дорисовывается, чтобы быть похожей на конкретный страх, а далее идет работа, как с рисуночным страхом. (Посадить в клетку и отнести в зоопарк, дорисовать БОЛЬШОГО ребенка-хозяина, нарисовать банти­ки, накрасить страху губы и т. д.).

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365) 423-31-20, +7(365) 423-31-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».